Освещение в квартире: нормы, нюансы, источники света, фото идеи

Выбор современных осветительных приборов достаточно широк. Можно подобрать варианты светильников, которые нравятся и подходят для определенных комнат, систем освещения в интерьере. Новое время диктует свои тенденции и дизайн потолочных светильников.

Нормы и требования к освещению помещений

Основные требования по отношению к домашним помещениям выдвигаются СанПиН 2.2.1/, а также СП В данных документах устанавливается необходимость произведения замеров на уровне пола, и регламентируются следующие параметры в люксах:

  • 150 Лк для кухонных и жилых помещений в квартире;
  • 200 Лк для детской;
  • 50 Лк для ванной, туалета, коридора;
  • 300 Лк для участков квартиры с повышенной зрительной напряженностью (кабинетов, читален, библиотек);
  • 400 – 500 Лк касательно поверхностей рабочих столов, мест для занятий рукоделием, выполнения школьных заданий;
  • 20 – 30 Лк для лестниц, вестибюлей.

Все данные вычисляются относительно единицы площади в квартире. Однако вышеприведенные цифры являются лишь общими рекомендациями относительно комнат квартиры. Непосредственно для каждого случая необходимо учитывать ряд нюансов в индивидуальном порядке.

Какие виды освещения для предприятий используются сегодня?

На работоспособность человека влияет качество электрического освещения помещений. Для поддержания комфортных условий для производственной или любой другой деятельности необходимо правильно подобрать светотехническое оборудование, распределить его источники и обеспечить их бесперебойную работу.

Искусственное освещение делится на:

  • Общее;
  • Местное;
  • Комбинированное.

К общему освещению относится «верхний свет»: светильники, равномерно распределенные в верхних зонах помещения. В соответствии с размещением оборудования организуется общее локализованное освещение. Этот вид делает пространство единым, по интенсивности его уровень должен быть близким к естественному.

С помощью светильников, которые концентрируют поток света на определенных поверхностях, создается местное освещение. Это хороший способ зонирования, а также обеспечения подходящий условий для работы.

Сочетание двух первых видов – это комбинированное освещение. Именно оно чаще всего применяется на практике. Такой вариант подходит для выполнения точных работ, при которых напрягается зрение.

Общее освещение оптимально для помещений, в которых на всех площади выполняются работы одного типа. Это, например, производственные цеха, складские и административные помещения. Локализованное размещение светильников подходит для рабочих мест, сосредоточенных на отдельных участках.

Лампы накаливания

Лампа накаливания — источник света, в котором преобразование электрической энергии в световую происходит в результате накаливания электрическим током тугоплавкого проводника (вольфрамовой нити). Эти приборы предназначаются для бытового, местного и специального освещения. Последние, как правило, отличаются внешним видом — цветом и формой колбы. Коэффициент полезного действия (КПД) ламп накаливания составляет около 5-10%, такая доля потребляемой электроэнергии преобразуется в видимый свет, а основная ее часть превращается в тепло. Любые лампы накаливания состоят из одинаковых основных элементов. Но их размеры, форма и размещение могут сильно отличаться, поэтому различные конструкции не похожи друг на друга и имеют разные характеристики.

Существуют лампы, колбы которых наполнены криптоном или аргоном. Криптоновые обычно имеют форму "грибка". Они меньше по размеру, но обеспечивают больший (примерно на 10%) световой поток по сравнению с аргоновыми. Лампы с шаровой колбой предназначены для светильников, служащих декоративными элементами; с колбой в форме трубки — для подсветки зеркал в стенных шкафах, ванных комнатах и т. д. Лампы накаливания имеют световую отдачу от 7 до 17 лм/Вт и срок службы около 1000 часов. Они относятся к источникам света с теплой тональностью, поэтому создают погрешности при передаче сине-голубых, желтых и красных тонов. В интерьере, где требования к цветопередаче достаточно высоки, лучше использовать другие типы ламп. Также не рекомендуется применять лампы накаливания для освещения больших площадей и для создания освещенности, превышающей уровень 1000 Лк, так как при этом выделяется много тепла и помещение "перегревается".

Несмотря на эти ограничения, такие приборы все еще остаются классическим и излюбленным источникам света.

Размеры и параметры люстры: как выбрать

На самом деле выбрать люстру не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь необходимо продумать сочетаемость с общим интерьером, достаточный световой поток, простоту ухода и монтажа. Большинство понимает неспособность одной центровой люстры дать достаточное и равномерное освещение в помещениях. Поэтому стоит пользоваться не только классическими люстрами, но и дополнительными источниками, чтобы получить в жилом помещении норму освещенности от 150 до 200 лк.

На рынке осветительных приборов много предложений накладных, встраиваемых и подвесных светильников для интерьеров на любой вкус.

Обратите внимание на подвесные модели, которые непременно станут изюминкой в вашей комнате, сделают ее самобытной и интересной.

Благодаря точечным светильникам для интерьеров обеспечивается, как нормальная освещенность, так и создается комфортная атмосфера. Такие осветительные приборы даже монтируют в комнатах с натяжным потолком.

Если вы уже определились с выбором типа прибора освещения, нужно не забыть о размерах и параметрах.

Считается, что комнатам с невысокими потолками (около 2,5 м) не стоит выбирать модели на длинных подвесах. Для них оптимальная высота определяется делением расстояния от пола до потолка на четыре. Подберите лучше накладные светильники для квартиры. А ширина рассчитывается, как половинный периметр помещения деленный на десять. Такими формулами часто пользуется большинство дизайнеров. Конечно же, они имеют рекомендательный характер. В специфических дизайнах этих правил нередко не придерживаются.

Можно использовать в зависимости от конструкции шинопроводов трековую систему светильников:

Размеры и параметры люстры: как выбрать
  • однофазную,
  • двухфазную,
  • трехфазную,
  • мини с мощностью не выше 12 Вт.

Фаза – показатель количества ламп в системе, применяемых одновременно. Допускается совместная работа источников и каждый отдельно. По способу установки трековые светильники бывают:

  • встраиваемыми в подготовленные места (ниши);
  • мобильными (можно переносить на другое место);
  • пружинными (мобильные варианты с пружинным механизмом, которые являются гибкими и долговечными приборами, превосходящими статичные модели).

В такие светильники устанавливаются лампы следующих типов:

  • галогенного;
  • металлогалогенного;
  • люминесцентного;
  • светодиодного.

Зачастую используют в трек-системах светильники с экономичными и яркими светодиодами. Качественные модели светодиодных ламп хоть и стоят недешево, но мало потребляют электроэнергии и долго служат.

Постоянный и импульсный студийный свет. Что лучше?

Каждый фотограф, который начинает работать в студии, решает для себя, какое студийное оборудование ему стоит выбрать. Существует два принципиально разных освещения для работы в студии.

В зависимости от применяемого оборудования, студийный свет можно разбить на 2 категории: постоянный и импульсный. В свою очередь приборы постоянного света можно разделить на два типа: классические лампы (накаливания, галогенные лампы, кварцевые лампы) и осветители, использующие флуоресцентные лампы. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Постоянный студийный свет имеет ряд плюсов.

Однако негативных моментов, связанных с постоянным светом, значительно больше.

  • 1. Тепло. Тысячи Ватт тепла в осветителях с классическими лампами способны сделать невыносимой любую съемку и расплавить реквизит. Затрудняет фотосъемку объектов восприимчивых к высокому выделению тепла (фотосъемка цветов, продуктов питания, деликатных тканей и т.д.)
  • 2. Ограниченный выбор аксессуаров усложняет работу с постоянным светом.
  • 3. Значительно проще управлять импульсной вспышкой, чем раскаленным агрегатом, способным расплавить находящееся рядом оборудование.
  • 4. Отсутствие плавной регулировки и не всегда достаточная мощность у флуоресцентных ламп.
Читайте также:  Регулировка и ремонт пластиковых окон своими руками

Итак, что же это обозначает на практике? Постоянный свет очень удобен при съемке профессиональных и любительских видеороликов. Однако при его использовании можно столкнуться с рядом проблем. При ярком свете зрачок человеческого глаза сокращается, что в портретной съемке и в крупных планах на видео выглядит неестественно.

Другой минус – необходимо тщательно выбирать сопутствующие студийные аксессуары, ведь не каждый софтбокс или фотозонт выдержит высокую температуру на протяжении длительного времени. Следует также помнить, что моноблоки сильно нагреваются, и периодически их следует временно выключать.

Для комфортной работы в домашних условиях или в фотостудии требуется хорошая вентиляция и мощный кондиционер.

Альтернативным вариантом освещения является импульсный студийный свет. Студийные вспышки, в отличие от накамерных, предоставляют полную свободу действий, и со своим появлением стали синонимом мощности, мобильности и контроля.

Они мощнее накамерных, но предназначение имеют такое же. Импульсный студийный свет условно можно разделить на вспышки – моноблоки и генераторы.

Постоянный и импульсный студийный свет. Что лучше?

Конструкция моноблока, совмещает в себе всю необходимую электронику, блок управления, лампу – вспышку и лампу постоянного моделирующего света . С помощью нескольких таких вспышек можно решить любую поставленную задачу. Поэтому они очень популярны у любителей и профи.

Обратите внимание

Ценят их за удобство и простоту управления, ведь хороший моноблок имеет плавную регулировку мощности в пределах 4-7 ступеней диафрагмы, позволяет устанавливать широкий выбор аксессуаров: софтбоксы, рефлекторы, шторки, зонты, соты и другие полезные светоформирующие аксессуары.

Довольно популярна студийная вспышка Falcon SS-200F, которая при мощности 200 Дж обладает компактными размерами и совместима с широким спектром доступных студийных аксессуаров.

В отличие от моноблока, на котором размещены все органы управления, студийный генератор представляет собой другую систему.

Она состоит из основного напольного блока, в котором размещена вся электроника и органы управления. К специальным разъемам на генераторе подключаются от 2 до 4 генераторных вспышек.

Конструкция вспышек предельно проста: как правило, они оснащены лампой – вспышкой, моделирующим светом и мощным кулером – охладителем.

Студийный генератор используется, когда необходима огромная мощность (до 6000 Дж), высокая скорость перезаряда, короткая продолжительность импульса, стабильность цветовой температуры и продолжительное время фотосъемки. Батарейный генератор – идеальный вариант для выездной фотосессии.

Однако удовольствие это не из дешевых и обойдется в несколько тысяч долларов.

Если бюджет более приземленный и задачи попроще, ваш выбор, как и выбор подавляющего большинства фотолюбителей – импульсные студийные вспышки, которые можно приобрести, обратившись в любой специализированный магазин фототехники, где заодно можно проконсультироваться по сопутствующим аксессуарам для разных жанров съемки.

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

  1. Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного.
  2. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене.
  3. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами. За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене.
  4. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект.
  5. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них. Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно.

    Часто для монтажа освещения ставят металлический каркас.

  6. Верхний передний устанавливают в нише или на балке, которая находится под потолком перед сценой. Одно из лучших решений, позволяющее создать естественную атмосферу и погрузить зрителей в происходящее на сцене.
  7. Диагональная подсветка уходит под углом и позволяет создать интересные тени или подчеркнуть определенные ракурсы, чтобы придать оригинальность происходящему.
Как выбрать угол падения света

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Вторая часть — здесь.

Шаг 1: Оборудование и инструменты

  • Листы черного плексигласа размерами 50*50 см и толщиной 4-6 мм .
  • 200 стеклянных шариков диаметром 1,7см ;
  • 3 Вт RGB светодиоды с дистанционным управлением;
  • Пластиковый контейнер;
  • Термоусадочные трубки;
  • ИК-приемник;
  • Эпоксидный клей;
  • Цепь;
  • Переходной патрубок;
  • 120 м волоконно-оптического кабеля;
  • Провода;
  • Клейкая лента;
  • Чёрная краска;
  • Винты;
  • Трёх контактная электрическая вилка/розетка;
  • Цоколь от лампы.

Инструменты :

  • Шлифовальный диск;
  • Дрель и свёрла;
  • Горячий клеевой пистолет;
  • Гравёр с насадкой;
  • Пила;
  • Электролобзик;
  • Лак и кисти для краски;
  • Ножовка;
  • Рубанок;
  • Циркуль;
  • Тиски;
  • Пластилин;